Кто к богу, к тому и бог.

Присутствует в категории:
поговорки о боге

Смысл пословицы

Пословица утверждает, что, согласно христианской религии, тому, кто проявляет преданность Богу, Бог содействует.

 

Более глубоко понять смысл этой пословицы можно из приведённых ниже определений слов: бог, и, к, кто, тот, к . Также стоит посмотреть синонимичные пословицы на тему "поговорки о боге", - смысл может объясняться в них.

Толкование пословицы "Кто к богу, к тому и бог." по словарю Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.

Словарь Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.:
Нажмите на слово:

БОГ [бох], бога, мн. боги, ов, зват. боже, м.

1. В религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ. Вера в бога. Языческие боги. Б. войны (у древних римлян: Марс). Возносить молитвы богу (богам). Принести жертву богу (богам). Красив как молодой б. Не боги горшки обжигают (посл. в знач.: можно справиться, это по силам).

2. (Б прописное). В христианстве: триединое божество, творец и всеобщее мировое начало Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Б. един в трёх лицах. Без Бога ни до порога (стар. посл. в знач.: Бог помогает во всём).

3. перен. Предмет поклонения, обожания (устар., книжн.). Музыка его б. Эта девушка для него б.

От бога (высок.) в знач. определения: одарённый талантом. Пианист от бога.

Богом рождённый (высок.) то же, что от бога. Богом рождённый поэт.

Бог даёт день, Бог даёт и пищу афоризм в знач.: нужно спокойно и уверенно жить сегодняшним днём.

Как перед Богом (сказать, ответить) ничего не утаивая.

Все под Богом ходим (разг.) никто не знает, что может с ним случиться.

Сам Бог велел (разг.) совершенно необходимо.

На Бога надейся, а сам не плошай посл. в знач.: во всём нужно рассчитывать на самого себя.

Человек предполагает, а Бог располагает посл. о том, что не всегда бывает так, как задумано.

Ни богу свечка, ни чёрту кочерга посл. о чёмн. никчёмном: так себе, ни то, ни сё.

Бог знает (ведает) кто (что, какой, как, где, куда, откуда, сколько, когда, зачем, почему, отчего) (разг.) и Бог весть кто (что, какой, как, где, куда, откуда, сколько, когда, зачем, почему, отчего) (разг.) неизвестно, нельзя сказать ничего определённого. Бог знает (ведает), что он за человек. Приехал бог весть откуда.

Не бог весть кто или какой (разг.) и Не бог знает кто (что) или какой (разг.) не очень хороший, посредственный, так себе, не ахти. Здоровье не бог весть какое.

Не бог весть как (где, куда, откуда, когда, сколько) (разг.) и Не бог знает как (где, куда, откуда, когда, сколько) (разг.) не очень хорошо, средне (не очень далеко, не издалека, не очень давно, немного). Не бог весть как умен. Не бог весть где живёт (недалеко). Не бог знает сколько стоит (недорого).

Дай Бог каждому (разг.) о чем-н. хорошем, желательном. Здоровье у него дай Бог каждому.

Дай бог (разг.) то же, что дай бог каждому. Дай бог вам счастья! (говорится также в знак благодарности).

Дай бог память (памяти) (прост.) говорится в знач.: не помню, стараюсь припомнить. Когда же это было, дай бог память? Дай бог памяти, где я его видел?

До Бога высоко, до царя далёко посл. о том, что простому человеку трудно найти правду, справедливость.

Не дай (не приведи) бог (боже) (разг.) 1) выражение нежелательности, недопустимости, беспокойства по поводу осуществления чего-н. Не дай бог заболеть! Не приведи бог заблудиться!; 2) выражение крайней степени проявления чего-н. нежелательного, а также вообще о ком-чёмн. очень плохом. Так рассердился, что не приведи (не дай) бог! Мороз не приведи бог!

Бог даст (разг.) выражение надежды на что-н. желательное. Бог даст всё уладится.

Как бог даст (разг.) как придётся, как получится. Скоро вернёшься? Как бог даст.

Чем бог послал (обойтись, угостить, перекусить) (разг.) тем, что есть, что найдётся.

Как бог на душу положит (разг.) небрежно, кое-как. Работает как бог на душу положит.

Истинный бог (вот тебе/ вам бог) (устар. и прост.) клятвенное уверение, истинный крест.

(Да) убей (побей, накажи, разрази) (меня) Бог (прост.) 1) клятвенное уверение, разрази меня гром. Да убей меня бог не вру; 2) трудно, совершенно невозможно (понять, поверить, представить). Убей бог, не пойму, что происходит.

Ради бога (разг.) пожалуйста, очень прошу, ради всего святого. Замолчи ты ради бога! Помогите ради бога!

С богом (устар. и разг.) пожелание успешного начала. Ну, за работу, с богом! Поезжайте, с богом.

Бог с тобой (с вами) (устар.) 1) пожелание хорошего, обычно при напутствии. Будьте счастливы, бог с вами; 2) выражение недоумения, осуждения, протеста. Опомнись, остановись, бог с тобой.

Бог с тобой (с вами, с ним, с нею, с ними) (устар.) выражение безразличия или уступки. Не нужны мне эти деньги, бог с ними со всеми.

Помилуй Бог (устар. разг.) выражение несогласия, удивления. Я этого не говорил, помилуй Бог! Помилуй Бог, куда мы заехали!

Бог (боже) ты мой! (устар. и разг.) выражение удивления, недоумения, радости. Опять ссорятся, бог (боже) ты мой! Бог (боже) ты мой, что же я могу сделать?! Боже мой, как хорошо, что ты приехал!

Бог (в) помощь (помочь)! (устар. обл.) пожелание успеха работающему.

Благодари Бога (разг.) будь благодарен судьбе. Благодари Бога, что жив остался.

Давай бог ноги (прост.) о том, кто пустился быстро бежать. Мальчишка от сторожа давай бог ноги.

Упаси (избави, сохрани) (тебя) бог (боже) (разг.) то же, что не дай бог (в 1 знач.).

Побойся (побойтесь) бога! (разг.) имей(те) совесть, постыди(те)сь.

Слава Богу (разг.) 1) вводн. сл., выражает удовлетворение. Слава Богу, все в порядке; 2) благополучно, хорошо. В семье всё слава Богу. Опять не слава Богу (опять что-то не так, неблагополучно).

Ну его (её, тебя, их и т. д.) к богу (прост.) выражение пренебрежения, нежелания иметь дело с кем-н.

| уменьш. боженька, и, м. (ко 2 знач.; обычно в обращении к Богу как к тому, кто добр и милостив).

| ж. богиня, и (к 1 знач., при многобожии). Б. плодородия. Б. красоты.

| прил. божий, ья, ье (к 1 и 2 знач.), богов, а, о (к 1 и 2 знач.) и (устар.) божеский, ая, ое (к 1 и 2 знач.). Божий суд. Божий посланец (ангел). Божий человек (странник-богомолец, нищий, юродивый). С божьей помощью (при благоприятных обстоятельствах; разг.). Божеская милость. Кесарю кесарево, а богу богово (посл. о разумном распределении власти, сфер влияния).

Божья коровка небольшой летающий жучок яркой окраски (с чёрными пятнышками на красных или жёлтых надкрыльях).

Божьей милостью то же, что от бога. Учитель божьей милостью.

Свет божий (белый) (разг.) в нек-рых сочетаниях: то же, что мир1 (в 3 знач.). Свету божьему не рад. Явиться на свет божий (родиться).

Искра божья в ком или у кого о таланте, одарённости. В ребёнке есть искра божья.

Сделай(те) (яви(те) божескую милость (устар.) пожалуйста, очень прошу.

Наказание божеское (разг.) о ком-чёмн. трудном, тяжёлом, неприятном. Не ребёнок, а наказание божеское.

1.

И1, союз.

1. Одиночный или повторяющийся, соединяет однородные члены предложения, а также части сложносочинённого предложения. Теория и практика. Русский солдат и храбр, и вынослив. Появились надежды, и он вновь стал весел.

2. Открывает собою предложения эпического, повествовательного характера для указания на связь с предшествующим, на смену событий. И настало утро. И грянул бой.

3. Внутренне связывает сообщение с предшествующей ситуацией, предопределяющей положительную или отрицательную оценку. И вы ещё будете спорить?! (т. е. предшествующая ситуация предопределяет отрицательную оценку возможности вступления в спор). И вы согласились?! (т. е. из-за того, что предшествовало, не нужно было соглашаться). И как умел он рассказывать! (т. е. в нём было ещё что-то хорошее).

И вот, союз то же, что и в результате. Она ушла, и вот я один.

И… да (а, но), союз выражает уступительные отношения. И жаль друга, да (а, но) нечего делать.

И… так, союз (разг.) выражает уступительные отношения при неодобрении того, о чём сообщается в придаточном предложении. И обманет, так не признается. И не пускали гулять, так нет убежал.

2.

И2, частица. Выражает полноту и категоричность отрицания, выделяя в нём главное. И копейки не даст. Ты и не проси.

3.

И3, межд. [произн. протяжно]. В начале предложения в реплике выражает увещевание или несогласие. И, полно!

К, предлог с дат п. Обозначает направление в сторону кого-чего-н., включение во что-н., добавление (в пространственном, временном отношениях) как в прямом, так и в переносном значении. Подъехать к станции. Зима подходит к концу. Готовность к работе. Любовь к порядку. Позвать к телефону. К оружию! (призыв взяться за оружие). Это к счастью. К славянским языкам относятся русский, украинский, польский, чешский, болгарский и др. Варенье к чаю.

КТО, кого, кому, кого, кем, о ком, мест.

1. вопросит. и союзн. сл. Указывает на лицо (лица), о к-ром (к-рых) идёт речь. К. там шевелится? К. там? (оклик-вопрос тому, кто не виден, прячется или стучит, звонит у дверей). Всякий, к. может. К. в лес, к. по дрова (посл. о разнобое, несогласованных действиях). К. где (в разных местах). К. о чём (все говорят о разном). Разбежались к. куда (в разные стороны, места). Мало ли к. (многие). Мало к. знает (почти никто). Кто-кто, а я приду (не знаю о других, а я приду обязательно). Кому как нравится (у каждого свой вкус). К. знает! и К. его знает! (о неизвестном или неясном). К. кого? (к-рый из двух будет победителем?). Узнать, к. есть к. (каков кто-н. в действительности, какова его сущность; применительно к нескольким; книжн.).

2. неопр. То же, что кто-нибудь (разг.). Если к. придёт, скажи мне.

ТОТ, та, то, мн. те.

1. мест. указат. Указывает на что-н. удалённое в пространстве или во времени, а также на уже упоминавшееся в речи и уже известное. Т. дом. В т. раз. В т. год. На том берегу. По ту сторону. В т. день было холодно.

2. мест. указат. В главном предложении указывает на предмет, обозначенный союзным словом в начале придаточного. Спрошу у того, кто знает.

3. мест. указат. Со словами «самый», «именно», «же» и без них: такой, к-рый нужен, соответствует потребностям, ожиданиям, такой же, не какой-н. другой. Сел в т. самый вагон. Он всё т. же. Это всё не то. Здоровье уже не то. Типичное не то (совершенно не соответствует желаемому, тому, что нужно; разг. шутл.).

4. мест. указат. В соединении с частицей «же» употр. в знач. такой, о к-ром идёт или шла сейчас речь (разг.). Взять т. же табак, от него вред здоровью.

5. мест. указат. При перечислении противополагается словам «иной», «другой», «этот», а при повторении употр. в знач. один, другой и т. д. Ни т. ни другой. Не те, так другие помогут. Т. уехал, а этот остался. Т. танцует, а т. поёт.

6. то, того, ср. При наличии противоположения со словом «это» указывает на что-н. более отдалённое, а без такого противоположения употр. в знач. это. То было вчера, а это сегодня. То был мой друг.

7. то, того, ср. употр. в составе сочетаний, ставших союзами: вместо того чтобы; вслед за тем как; до того как; к тому же; с тем чтобы; до того что; и без того; вместе с тем; перед тем как; после того как.

8. то, того, ср. употр. в составе сочетаний, ставших вводными: больше (более) того; кроме того; мало того; и то сказать.

9. то, того, ср. употр. в составе сочетаний, по значению равных наречиям или частицам: тем лучше; не в том или не в этом дело (нет, не так); ни с того ни с сего (неожиданно и некстати; разг.); ни то ни сё (нечто неопределённое; разг. неодобр.); того и гляди или того и жди (о чёмн. обычно неприятном, что может случиться в любой момент; разг.); и того хуже, ещё того хуже (совсем плохо); и того лучше, ещё того лучше (совсем хорошо; часто ирон.).

До того как, союз то же, что прежде чем.

До того что, союз до такой степени что, так сильно что. Устал, до того что не может идти.

И без того независимо (от того, что есть сейчас или будет), и так уже. Не сердись, он и без того огорчён.

К тому же, союз то же, что и вдобавок.

Не без того (разг.) выражение не совсем полного согласия, есть немного. Отец сердится? Не без того.

Не до того кому (разг.) из-за занятости чем-н. другим не может сейчас это сделать, об этом думать. Надо бы поговорить, да сейчас не до того.

Перед тем как, союз то же, что прежде чем.

После того как, союз то же, что вслед за чем-н.

С тем чтобы, союз то же, что затем чтобы. Остался с тем, чтобы узнать все подробности.

То ли ещё будет! (разг.) это ещё ничего, нужно ожидать худшего (редко о лучшем).

Тот (та, то, те) ещё (прост.) выражает многозначительную оценку кого-чего-н. как плохого или сложного, затруднительного. Это тот ещё работничек! (т. е. плохой). Та ещё задача! (трудная).

Если нужное слово из пословицы Кто к богу, к тому и бог. отсутствует в приведённом списке, то его можно найти с помощью этой формы:

Толкование пословицы "Кто к богу, к тому и бог." по словарю Даля В.И.

Словарь Даля В.И., статья к слову к:

1.

К, како, ка, согласная буква, в русской азбуке одиннадцатая, в церковной двенадцатая; в церк. счислении под титлою означает двадцать, а со знаком двадцать тысяч; см. а. В вост. языках два ка, толстое (тупое, гортанное, твердое) и тонкое (острое, мягкое), произносимое кончиком языка; наше следует за первым и произн. корнем языка, а зап. (европейское) стоит между русским к тонким азиатским и произн. срединою языка. На юге от Москвы, особ. в рязанской, в народе любят тонкое, азиатское к, и говор. тятинькя, маминькя, ванькя, кваскю и пр. Есть связь между буквами ц, т, к: цветы, твяты, квяты; тяжина, кежина; тебека (тыква), кебека; тезево, кезево. Сокращенно, К или К° знач. контора, компания, торговое товарищество.

2.

К, ко предлог управляет дательным пад. означает движение, направление, обращение куда. К кому идешь? Приставай к берегу. Ни к чему нет охоты. Слитно идет к наречиям и другим частицам, образуя новые наречия: кверху, книзу; кчему, в знач. для чего, почто, зачем; приди к часу, вовремя, впору, кстати. Ктому, притом, еще, сверх или кроме того. по сев. заволжью извращают дательный и творительный падежи, и потому говорят: Иду к вами, не подходи к лошадьми и пр. Кто к Богу, к тому и Бог. День к вечеру, а все к смерти ближе. Я к ней, а она от меня! Ты бы ко мне когда, зашел. Дело к концу идет. Не к тому (не для того) говорится, чтоб браниться, а чтоб в ладах жить. Да ктому он и глупа, сверх того, наприбавку. Ни к селу, ни к городу, некстати.

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий

Пословицы, которые сейчас смотрят

Мультфильм к пословице "Кто к богу, к тому и бог."